Детский сад для ребенка - это в первую очередь возможность общения с детьми своего возраста. Мальчики и девочки, воспитываясь в садике вместе, приобретают представление об адекватных половозрастных отношениях. Это особенно важно для тех ребятишек, у которых нет братьев и сестер или они находятся в кругу детей своего же пола.
В детском саду малыш поучаствует в коллективных играх, чего не сможет дома. Под руководством воспитателя будет заниматься лепкой из пластилина, рисованием, аппликацией, музыкой и физкультурой и др.
Разумеется, важно не то, какие преимущества имеет детский сад, а способен ли ребенок его посещать.
Если малыш соглашается ненадолго отпустить маму от себя, это один из признаков того, что ребенок сможет посещать детский сад. Но если ему по-прежнему необходимо держать маму постоянно в поле зрения, тогда обходиться без родителей он еще не может.
Другой признак, говорящий о готовности ребенка посещать детский сад,- это проявление интереса к другим детям, которых он видит на улице.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ.
Что необходимо знать и уметь малышу, когда он идет в детский сад:
- малыш должен уметь самостоятельно есть из тарелки не только котлету, но и суп, пить из чашки, пользоваться салфеткой;
- он должен знать, что перед едой следует мыть руки, и уметь вытирать их насухо полотенцем;
- ребенок должен быть приучен проситься в туалет или на горшок и уметь аккуратно обращаться с умывальником и туалетом;
- малышу будет легче, если он научится внятно, не торопясь, отвечать на элементарные вопросы.
Другими словами, готовя ребенка к детскому саду, необходимо сформировать у него некоторые социальные и гигиенические навыки. И роль родителей в этом невозможно переоценить. Малыш охотно и энергично повторяет за эмоционально значимым для него человеком жесты, манеру, слова. Используйте эту особенность возраста в играх, направленных на умение взаимодействовать с другими людьми.
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ?
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Для малыша это будет первым расставанием с близкими людьми, следовательно, первым большим испытанием, которое он встретит самостоятельно. Даже если ваш ребенок уравновешен, весел и с ним не возникает никаких проблем, его надо подготовить к посещению садика. Ему надо будет приспособиться к новому ритму и требованиям воспитателей. Обычно адаптация проходит быстро, однако к поступлению надо готовить, чтобы стресс не был болезненным.
Свое решение о посещении детского сада надо сообщить малышу с радостью, преподнести ему это как награду: "Ты у меня теперь уже большой, ты пойдешь в садик, у тебя будет много друзей. Воспитатель тебе даст цветные карандаши и альбом, в котором ты будешь рисовать, а потом ты покажешь его мне". Естественно, необходимо об альбоме и карандашах позаботиться Вам самим и предупредить об этом воспитателя.
Для детского сада потребуются определенные вещи. Пусть ребенок пойдет их покупать вместе с вами.
Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь на липучках или на молниях. Освоить шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома без спешки. Шапку и шарф лучше заменить шапкой-шлемом – и в шею не надует, и надевать намного проще. Вместо рубашки приготовьте водолазку, вместо кофты – свитер. В общем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.
В первый день познакомьтесь с воспитательницей, с детьми, привлеките его внимание к знакомым игрушкам, покажите его шкафчик для вещей.
Продумайте, кто будет приводить и уводить ребенка. В первые дни это обязана делать, конечно же, мама.
Накануне напомните малышу, что завтра он идет в группу, и ответьте на все вопросы ребенка.
На следующий день, уходя, обязательно попрощайтесь с ним и уточните, во сколько вы его заберете. Например: "Ты пообедаешь, и я за тобой приду". В противном случае ребенок не сможет сосредоточенно заниматься чем-либо, поскольку будет без конца оглядываться, проверяя, тут ли его мама.
Первое время приходите поиграть с детьми на прогулке. Потом приходите пораньше, желательно после обеда.
В конце дня, приходя за ребенком, старайтесь не опаздывать. Если все дети уже разошлись по домам, а ваш остался один в детском саду, он обязательно почувствует себя забытым.
Не следует рассказывать ребенку о том, что интересного случилось дома, пока он был в группе. Иначе малыш может решить, что самое интересное происходит без него.
Дома необходимо создать спокойную обстановку, чтобы ребенок мог передохнуть, приходя из детского сада. Ведь там он расходует много энергии как эмоциональной, так и физической, переполняется впечатлениями, новыми сведениями и к вечеру устает.
Пусть после ужина он занимается тихими играми, побудет один немного, успокоится.
Любые гости, даже если это ваши друзья, будут для него помехой, потому что он устал от общества чужих людей. А если вы посвятите малышу немного времени, ему будет хорошо – он так соскучился по родителям.
Необходимо постоянно проявлять интерес к его делам, внимательно выслушивать все, что он вам будет рассказывать о садике. И храните все его рисунки и работы, которые он принесет домой. Помните: любознательность и энтузиазм ребенка зарождаются и поддерживаются с помощью любви и поощрения.
Если ребенок захочет отнести воспитательнице подарок, поддержите его желание. Если ему захочется привести к себе домой своего маленького друга по детскому саду, считайте, что для вашего ребенка уже нет разницы между его жизнью дома и жизнью в саду.
Принимать ли всерьез слезы ребенка при расставании? Многие дети, которые в общем, довольны своей жизнью в группе, с трудом могут перенести сам момент расставания с мамой.
Если ребенок эмоционально напряжен и напряжение возрастает, посоветуйтесь с воспитателем, или может быть, пусть ребенка провожает в детский сад другой родитель. Попросите также воспитательницу рассказать вам, как вел себя ребенок после того, как вы ушли: быстро ли высохли слезы, легко ли малыш включился в игру. Понаблюдайте за своим малышом, не находится ли он в стрессовом состоянии. Признаками этого состояния являются:
-отсутствие аппетита;
-постоянное переедание;
-частые расстройства пищеварения и изжога;
-запоры и понос;
-бессонница;
-постоянное чувство усталости;
-повышенная потливость;
-нервный тик;
-постоянное покусывание ногтей;
-головные боли;
-мышечные судороги;
-тошнота;
-затруднения с дыханием;
-обмороки;
-слезливость без видимой причины;
-неспособность долго оставаться на одном месте;
-привычка ерзать на стуле;
-высокое кровяное давление.
Полная адаптация ребенка к детскому саду обычно наступает через два-три месяца. В течение этого времени родителям надо быть очень осторожными, чтобы у малыша не сложилось впечатление, что с его прежней додетсадовской жизнью покончено навсегда.
Постарайтесь установить дружеские отношения с воспитателями детского сада, регулярно беседовать с ними. Они наверняка расскажут вам о ребенке то, чего вы не знаете. В саду дети часто говорят о том, что их беспокоит. Это позволит вам своевременно отреагировать на возникшие у Вашего ребенка трудности.